пятница, 30 апреля 2010 г.
Замок Поркуни (Боркхольм - Borkholm)
Эта средневековая башня является символом эстонского местечка Поркуни в наши дни, возвышаясь над озером с его плавающими островками. В 1477 – 1479 гг. таллинский (ревельский) епископ Симон фон дер Борх основал каменный замок на острове Кюнгассааре посреди озера Поркуни, из которого вытекает река Валгейыги. Замок получил свое название Боркхольм, Борхгольм от имени епископа Борха, что было достаточно редким явлением в истории ливонских топонимов. Возможно, что причины этого кроются в том, что таллинские епископы не имели таких прав на земли своего диоцеза, как другие ливонские епископы, и потому были вынуждены довольствоваться отдельными имениями в их личной собственности и своим именем епископ как бы закреплял замок в своей собственности. Владениями ревельского епископа и его Домского капитула были только т.н. епископское подворье на Домском холме Таллина и несколько имений Боркхольм, Фегефейер (Borkholm – ныне Поркуни, Fegefeuer – ныне Кивилоо), однако епископов из Ревеля считали владельцами Ливонских земель, и они принимали участие во всех ландтагах и прочих съездах в Ливонии.
Несколько слов об основателе замка, который состоял в родстве с магистром Ливонского ордена Бернгардом фон дер Борхом (1477-1485). Брат магистра Симон был коадьютором ордена; племянник их, тоже Симон, и был епископом Ревельским, папским легатом в Дании и в Швеции, он и стал основателем Боркгольма. (Не путать со шведским Борхгольмом на острове напротив Кальмара).
Основанный в Поркуни замок позднее был классифицирован исследователем ливонских замков Армином Туулсе в 1942 г. как типичный для т.н. «лагерных кастелл». Был окружен мощной стеной укреплений. До наших дней дошла лишь надвратная башня высотой 21 м, 7,5x7,5 м в плане.
После отставки последнего таллинского епископа Морица Врангеля (1560) младший брат датского короля герцог Магнус около 29 июня 1560 г. предъявил права на Таллинское епископство и до 1578 г. считался его администратором, хотя фактически епископство прекратило существование 4 июня 1561 г. с подчинением Северной Эстонии Швеции. Вместе с имуществом таллинского епископства некоторое время в руках Магнуса был и замок Боркхольм, но, скорее всего, уже разрушенный.
В реляции Иеронима Гофмана императору Фердинанда I о Русском государстве и Ливонии 1 июля 1560 г. говорится о некоем замке Рахальм: «Великий князь завладел нижеследующими городами и замками и, кроме того, сжег несколько сот деревень <...> замок Рахальм (Rachhalm). По мнению историков, замка Рахальм в Ливонии не было; Гофман, вероятно, написал, не разобравшись в документе, которым пользовался, вместо Боркхольм - Рахальм, имея в виду Поркуни, нем. Боркхольм, - замок таллинского епископа к югу от Раквере.
Во второй половине 16 в. владельцем Боркхольма в Эстляндии был шведский граф Густав Визингсборг.
Борхольм упомянут у Антонио Поссевино “Московия Протоколы Ям-Запольского перемирия” (1582 г.) в списке крепостей, где оговаривалось, что: "Границы всех этих крепостей должны быть такими же, какими они были издревле, и все это должно охраняться нерушимо и непоколебимо с обеих сторон в соответствии с нашими документами перемирия, клятвой и крестным целованием, ведь обе стороны сами, скрепив их крестным целованием и обменявшись перемирными грамотами, должны таким образом соблюдать этот договор".
Во время русско-шведской войны 1590-1595 гг., причиной которой между Московским Государством и Швецией стало стремление России вернуть утерянные в годы Ливонской войны крепости Ругодив (Нарву), Ивангород, Ям и Копорье с их уездами, Боркхольм стал предметом торга. 18 (27) мая 1595 г. у мызы Тявзин на реке Нарове, к северу от крепости Нарва, был подписан Тявзинский мирный договор, в котором русская сторона признала права Шведского королевства на княжество Эстляндское со всеми городами и замками, среди которых упомянут и Боркгольм в обмен на возвращение России крепости Кексгольм (Корелы) с уездом и признание отошедшими к Московскому государству города, взятые русскими войсками в начале войны во время похода 1590 г.: Ивангород, Ям и Копорье.
В Ливонской летописи Франца Ниенштедта, бывшего рижского бургомистра и королевского бургграфа (1604) Боркгольм значится в списке имен городов и замков в Ливонии под рубрикой: «Замки без городов, из которых многие принадлежали владетельным особам страны, некоторые дворянам, а некоторые разрушены и в развалинах». Скорее всего, под развалинами подразумевался и замок в Поркуни.
В 1628 – 1799 гг. имение, основанное на месте прежних укреплений, уже принадлежало фон Тизенхаузенам (Tiesenhusen). С этим родом связана одна печальная легенда о баронской дочери, которая была утоплена в озере Поркуни. Иногда эта легенда связывается с замком Ранну, он же выведен у писательницы Айно Каллас в балладе в прозе «Барбара фон Тизенхаузен» (1924), на основе которой Эдуард Тубин и Яан Кросс создали оперу (1969). Но по исследованиям местных краеведов это произошло в замке Поркуни в 1553 году, когда по приговору семейного суда здесь была казнена 20-летняя Барбара фон Тизенхаузен, обвиненная в сожительстве с бывшим приказчиком гражданского сословия, писарем раннуского замка Францем Бонниусом. Барбара была самой молодой в семье из 11 членов. С десяти лет она оставалась сиротой, и ее воспитывала в рынгуском замке тетка Анна фон Тедвен. На одном из форумов я нашла упоминание одной из потомков Тизенхаузенов о том, что Барбара сбежала с каким-то путешественником, но была поймана и предана семейному суду. Она не согласилась отказаться от возлюбленного и ее братья пробили прорубь во льду озера, утопив несчастную Барбару в ледяной воде.
В 1799-1803 гг. имение перешло во владение рода Унгерн-Штернбергов (Ungern-Sternberg), с 1803-1835 им владели Баумгартены (Baumgarten), а с 1835 г. - фон Эссены, а затем их наследники фон Ренненкампфы (Rennenkampff). В 1869 г. владельцем поместья был Людвиг Отто фон Ренненкампф, который решил построить новое здание имения, что и было осуществлено в 1870-74 гг. Здание, сочетает в себе элементы разных направлений эклектизма – неоготики, тюдоровской неоготики и неоренессанса.
Надо заметить, что в Поркуни никогда не было недостатка в строительных материалах как в средние века, так и в более поздние эпохи. Известняк добывался здесь с самого начала истории человеческих поселений в этих местах. Известны захоронения в каменных гробах. Окрестные здания были построены из известняка, производилась также известь. Наиболее известно месторождение в Ракке (Rakke). В каменоломнях в Поркуни и непосредственно на строительстве использовался и труд каторжников. В частности, отсюда добывался материал для строительства дворца Кадриорг в Таллине, и руководство всеми работами и делами осуществлял сам обер-комендант Ревеля генерал-майор Вильгельм фон Дельден.
По одним сведениям, Ренненкампфы владели имением до 1920 г., по другим и после аграрной реформы им принадлежала часть имения вплоть до 1939 г., когда Э. фон Ренненкампф покинул Эстонию. В 1924 г. здесь была основана школа для детей с дефектами слуха. В годы 2-й мировой войны в лесу возле озера Поркуни Эстонский корпус советской армии разгромил 21 сентября 1943 г. силами 249-й эстонской дивизии крупную колонну отступающих войск противника - остатки эстонской дивизии СС, взяв в плен более 1100 человек. Принимала ли участие в боевых действиях башня Поркуни как наблюдательный пункт – не сообщается.
В 1940 г. помещения занимал совхоз Поркуни, так же как и в первые послевоенные годы. Затем здесь вновь поселилась школа для не слышащих детей, новое здание школы было построено в 1955 г. архитектором Раулем Киви (Raul Kivi) в стиле неоклассицизма напротив старого господского дома. Школа расположена здесь и по сей день. Во время 500-летнего юбилея башни в 1979 г. она находилась в неважном состоянии. Директор школы Кальо Пилди (Kaljo Pildi) добился ее ремонта, открыв помещения башни в 1981 г.
В последующие годы у некоего Марко Померантса возникла идея создания на 4 и 5 этажах башни музея известняка. В 1992 г. вся башня была отведена под экспозицию этого единственного в мире музея - Эстонского музея известняка. Марко Померантс до сих пор приезжает сюда во время детского фольклорного праздника "Поркуни пиллар", где становился Каменным дедом и рассказывает детям, что из себя представляют известняк и вообще природа Эстонии.
Экспозиция музея рассказывает об истории замка Боркхольм и усадьбы. Здесь выставлены образцы эстонского известняка, фотографии построек из этого камня, схемы и карты, рассказывается о карстовых явлениях. В музее представлена выставка работ, посвященных известняку известного эстонского фотографа Тыниса Саадре. Интересно узнать, что 500 миллионов лет назад было море на месте современной Эстонии, которая была расположена вместо современной Южной Африки. Материковая минеральная каменная плита здешних мест содержит главным образом известняк, доломит и известковую глину, составлена из обызвествленных скелетов морских животных и морских отложений. Из окаменелостей, найденных в Эстонии, представлены кораллы, трилобиты, иглокожие и моллюски.
В 2001 г. с помощью меценатов был оборудован музыкально-терапевтический кабинет в школе для детей-инвалидов, находящейся в мызе Поркуни. Оттуда началась и традиция записывать имена меценатов на специальной доске из доломита, которая сейчас украшает фойе этой мызы. Наиболее известной выпускницей школы является Аннели Оясту, которая завоевала на Параолимпиаде в Атланте золотую медаль в беге на сто метров. А ведь свою карьеру бегунья начинала здесь, у подножия башни Боркхольм. Поркуни и по сей день славится своими спортивными традициями, в частности, плаванием в бочках на озере Поркуни. В начале июля 2006 ожидается уже VI первенство Эстонии по плаванию в бочке на озере Поркуни.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий